История эмали
Эмаль(франц. email, от франкского smeltan - плавить; древнерусская финифть), техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий), а также само изделие, украшенное эмалью.
Лучший образец ранней европейской перегородчатой эмали - облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, IX в.). В Византии в X-XII вв. была развита перегородчатая эмаль на золоте.
К началу XII в. сложились европейские школы эмали: маасская - в долине реки Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена), рейнская с центром в Кёльне (мастера - монахи Эйльбертус и Фридерикус), школа лиможской эмали. Европейские эмали, в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца XIV - начала XV вв. в технике эмали выполнялись предметы светского характера. Глухие эмали сменялись прозрачными эмалями по гравировке с введением золотых линий и накладок.
В XVIII в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоемкая техника эмали пришла в упадок в XIX в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля "модерн" в Париже, Брюсселе, Вене - изготовление украшений, табакерок, вееров - в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом).
В Китае эмали известны с VII в.; широкое распространение получила в XIV-XVII вв. перегородчатая эмаль, украшавшая детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных.
На территории СССР эмали изготовлялись в III-V вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с выемчатой красной, голубой, зелёной и белой эмалью). Сохранились перегородчатые эмали Киевской Руси XI в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых эмалях XII-XIII вв. на серебре и золоте и средневековых грузинских перегородчатых эмалях на золоте, отличавшихся от византийских эмалей менее тонкой технической проработкой, от русских - более ярким цветом (Хахульский складень, XII в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси).
В XVI-XVII вв. у московских мастеров получили распространение эмали по скани - прозрачные многоцветные эмали густых, насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкие украшению лицевых рукописей того же времени.
В XVII в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной эмали ("усольской"). Развитие расписных эмалей по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных эмалью (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложечки и т.д.). В XVIII-XIX вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.
В VIII в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учреждён эмальерный класс петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце XIX - начале XX вв. изделия с эмалью изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва.